СУОТ (Система управления охраной труда) в главных пунктах для отработки

СУОТ в учреждениях и организациях

Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н дает ключевые рекомендации по написанию и примерную форму-шаблон, который можно взять за образец при составлении своего Положения об основах функционирования Системы управления охраны труда. Данное Положение обязательно должно присутствовать в каждом юрлице или ИП независимо от формы собственности.

Какие составляющие включить в Положение о СУОТ

Стандартная форма Положения обычно основывается на некоторых опорных пунктах. Так, документ можно составить, расписав в нем следующие аспекты:

  1. Планирование системы управления охраной труда.
  2. Общие положения.
  3. Улучшение функционирования системы управления охраной труда.
  4. Разработка и внедрение системы управления охраной труда.
  5. Оценка результатов деятельности системы охраной труда.
  6. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда.

Почему нужно создавать это Положение? Потому что в ст. 22 ТК РФ оговаривается правило, что работодатель при отладке системы охраны труда должен руководствоваться ГОСТ. Читаем соответствующие нормативы:

  • п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009;
  • п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009

а там сказано, что обязательно писать Положение о СУОТ, становящееся своеобразным путеводителем по конфигурации всей системы безопасности труда. Ст. 372 ТК РФ повествует, что содержание документа согласовывается с профсоюзом. Наниматель информирует всех членов персонала об условиях труда, что возложено на него законом как обязанность с 1 марта 2024 года.

Инструкции по охране труда по должностям

Каждый наниматель обязан составить и раздать работникам инструкции по охране труда по должностям. В них повествование ведется по 5 блокам:

  1. Общие требования охраны труда.
  2. Требования охраны труда перед началом работы.
  3. Требования охраны труда во время работы.
  4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
  5. Требования охраны труда по окончании работы.

Готовые инструкции нужно пересматривать, например, после несчастного случая, внедрения нового оборудования и изменения условий труда, при расследовании профзаболеваний и иных действиях надзорных органов. По своей сути инструкции должны постоянно содержаться в актуальном состоянии, быть подспорьем в гарантиях безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

Как обеспечить техническую часть охраны труда

В нормативно-правовых актах много информации о том, какие защитные ограждения поставить, где использовать средства подмащивания, каким образом оснастить оборудование чехлами, чтобы оно не повредило органы человека, не привело к производственному травматизму. Им необходимо следовать. Также важно учесть нормы:

Особенно актуально соблюдение технических условий при погрузочно-разгрузочных, высотных работах, исполнении задач повышенной опасности (в электроустановках). Там технические характеристики окружения напрямую влияют на качество и безопасность работ помимо того, что осознанность в выборе правильной стратегии проведения трудовой деятельности также привязана к обеспечению безопасности.

Оценка профрисков

За отсутствие оценки профрисков организации грозит штраф 50-80 тысяч рублей, а должностному лицу — 2-5 тысяч. Поэтому перед началом работы организации, а далее ежегодно или при изменениях технологий наниматель обязан организовать проведение оценки профрисков. Для этого он подписывает специальный приказ. Отдельный приказ подписывается на формирование комиссии по оценке профрисков. Члены комиссии осматривают рабочие места, изучают документацию и выделяют ряд рисков, которые заносят в Реестр идентифицированных риск-факторов. Затем проводят изменения, их анализ и присваивают каждой опасности свой балл в зависимости от интенсивности пагубного воздействия на работника.
На завершающем этапе формируется отчет, подписываемый всем составов комиссии в течение месяца со для предоставления его работодателю.

Спецоценка условий труда

Спецоценка проводится один раз перед началом работ, если условиям труда по ее итогам присвоили 1-ый (оптимальный) или 2-ой (допустимый) класс СОУТ. При таких данных результаты спецоценки декларируются через Личный кабинет работодателя, а декларация бессрочна.
Если условия оказались вредными (3-ий класс), то мониторинг ситуации будет более тщательным. В целом, заново СОУТ проводят при переезде компании, любых изменениях оборудования или технологического процесса, после несчастного случая или по требованию государственных органов.

Обучение по охране труда

Любые сотрудники, включая руководство, проходят обучение по охране труда. Всего существует 5 сегментов этого образования:

  • инструктаж по ОТ;
  • обучение требованиям ОТ (по программам А, Б и В);
  • использование СИЗ;
  • оказание первой помощи пострадавшим на производстве;
  • стажировка на рабочем месте

Финальным этапом каждого блока организуется проверка знаний (того, чему учили в конкретном разделе). Результаты проверки знаний заносятся в протокол. Инструктажи после проведения удобно фиксировать в журнале учета (водного, внепланового, первичного, целевого) инструктажа. На микропредприятиях многие сегменты обучения можно совмещать. Например, обучение применению СИЗ или оказанию первой помощи допускается сделать частью инструктажа. Однако, важно помнить, что инструктаж и обучение требованиям охраны труда — две разные части, которые нельзя взаимозаменять или включать одно в другое.

Далее в рамках СУОТ проводят противопожарные тренировки, противопожарные инструктажи, учат пользоваться огнетушителем, организуют обучение Гражданской обороне и действиям в Чрезвычайных ситуациях. Для мест массового скопления людей обязательно получение паспорта антитеррористической защищенности.

Опубликовано
В рубрике СУОТ

Автор: admin

Профессиональная карьера позволила мне глубоко разобраться в тонкостях охраны труда, организации трудоохранной деятельности и теперь хочется привлечь к этим аспектам внимание общественности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *