Паспорт антитеррористической защищенности служит документом-подтверждением, что все важные исследования по рискам и предполагаемым разрушениям при терактах сделаны. Он включает не только аналитическую информацию, но и полезные рекомендации, описания мер, которые должны приниматься для профилактики террактов на объектах массового пребывания людей. С 1 июля 2024 года предприятия, учреждения и организации (в лице их руководителей), не позаботившихся о получении ПАЗ будут привлекаться к уголовной ответственности.
Кому обязательно оформлять паспорт антитеррористической защищенности
Согласно тесту Постановления N272, если объект считается местом массового пребывания людей, то чаще ПАЗ оформлять ему нужно. Постановление N 1273 описывает, как оформлять паспорт антитеррористической защищенности на торговые объекты. Все эти места массового пребывания людей должны обладать способностью одновременно вместить от 50 человек. Если это условие выполняется, то возникает необходимость в создании ПАЗ.
Вместимость не всегда становится решающим фактором. Иногда другие постановления об антитеррористической защищенности требуют оформления паспорта ПАЗ согласно коду ОКВЭД организации или учреждения. Это относится к фитнес-центрам и бассейнам (Постановление N 202), объектам культуры (Постановление N 176), гостиниц (Постановление N 447), спорт-клубов. Примерный Перечень таков:
- Культурные центры, музеи, театры.
- Детские сада, школы, вузы.
- Бизнес и торговые центры.
- Административные здания.
- Рестораны, кафе и столовые.
- Социальные центры, клубы.
- Больницы, клиники, лаборатории.
- Рынки и супермаркеты.
- Хостиницы и хостелы.
- Религиозные организации.
- Фитнес-центры, салоны красоты.
Разработка, согласование и утверждение ПАЗ — процесс трудоёмкий, требующий обращения во многие инстанции, долгого периода ожидания.
Как выглядит паспорт АТЗ (ПАЗ)
ПАЗ представляет собой объемный журнал, состоящий из 100 и более страниц, но его окончательный вид зависит от регламента, по которому он составляется. Для организаций разных типов он будет неодинаковым по содержанию.
Несмотря на пестроту и вариативность составляющих документ разделов, есть ряд составляющих, которые встречаются во всех паспортах:
- реквизиты организации (адрес, наименование, ИНН, код ОКВЭД);
- анализ и моделирование противоправных действий;
- титульный лист с подписями и печатями надзорных органов;
- планы и схемы объекта;
- заключение с выводами об уровне риска объекта и мерах по его снижению;
- телефоны экстренных служб;
- лист учёта корректировок;
- силы и средства, привлекаемые для обеспечения безопасности;
- меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности;
- сведения о персонале, арендаторах и посетителях;
- схемы коммуникаций: электроснабжения, водоснабжения, вентиляции;
- акт обследования и категорирования;
Паспорт антитеррористической защищенности не является исключительно локальным актом. Он разрабатывается с участием администрации населенного пункта, в некоторых случаях — с привлечением экспертной организации. На территориальном уровне его согласовывают с ФСБ, МВД и МЧС.
Порядок оформления паспорта антитеррористической защищенности
Постановление № 272 — основной закон, на который нужно ориентироваться при оформлении этого паспорта. Владелец места массового пребывания людей (ММПЛ) участвует в разработке паспорта только в роли координатора. Он домонстрирует документы и помещения. Росгвардия, другие представители власти и силовых структур осматривают обстановку, выделяя слабые места, интересуются системами охраны. Руководство объектов культуры, напротив, начинают формировать комиссию и делать все сами, без ожидания уведомлений от властей субъекта РФ.
Основная цель составления паспорта — смоделировать потенциальные угрозы, оценить последствия возможных внештатных ситуаций, прописать комплекс мер, которые могут улучшить имеющиеся параметры рисков, разработать многочисленные сценарии развития событий.
Разработкой, согласованием и внесением поправок занимается руководитель компании, арендующей помещение. Как правило, госорган сам созывает комиссию, куда приглашает владельца помещения в качестве участника. Многое зависит от регулирующего органа и назначения объекта. Пошаговая последовательность действий примерно такая:
- Утверждается Приказ о созыве комиссии по исследованию объекта на предмет террористической уязвимости. Сразу в число членов комиссии включают представителей гос. органов.
- Отправляется запрос в те инстанции, представителей которых включили, чтобы они пришли поучаствовать.
- По соглашению со всеми участниками определяют время и дату встречи, повестку для идентификации угроз и выработки рекомендаций по ох нивелировке.
- Происходит встреча, называемая заседание комиссии, в ходе которой помимо всего вышеперечисленного специалисты устанавливают категорию объекта.
- Издается акт в 2-х экземплярах.
- Заполняется антитеррористический паспорт.
Здесь можно скачать пустой бланк-шаблон паспорта антитеррористической защищенности и откорректировать его под специфику своей организации.
Актуализировать (обновлять) сведения необходимо не реже 1 раза в 3 года.
При смене собственности, организационно-правовой формы, мер обеспечения защиты объекта, изменениях правовых требований по установлению мер безопасности и защиты граждан и объектов от террористических угроз в ПАЗ обязательно вносят поправки.
Штрафы за отсутствие паспорта для тех, кто обязан его оформлять, внушительны: юрлицо заплатит 100-500 тысяч рублей, а должностное лицо можно оштрафовать на 30-50 тысяч притом дисквалификацировать на срок от полугода до трех лет.
Помните, что паспорт антитеррористической защищенности — это не только “бумажка”, которая лежит в папке на полке, а еще и полезный тренажер по подготовке к экстремистской деятельности террористов в плане отражения атаки, своеобразный инструмент оценки последствий и их профилактики на случай наступления негативного события. В целом, паспорт помогает защититься, насколько возможно, научить персонал не паниковать, а действовать по заранее оговоренному шаблону.