Новое по ГО и ЧС с 2024 заключается в модифицированных еще в прошлом году требованиях к обучению сотрудников по гражданской обороне. Напомним, что начиная со штата численностью от 500 человек, в организации нужно назначать минимум 1 ответственного по делам ГО и ЧС. Если число работников составляет от 501 до 2000, то ответственных должно быть 2-3, и так по возрастающей. Ответственный по задачам гражданской обороны назначается приказом руководителя. Вменять ему какие-либо обязанности, не связанные с гражданской обороной, запрещено.
Обучение по ГО и ЧС
Приказ МЧС №565 и методические рекомендации МЧС от 2021 года служат основными документами, на которые нужно ориентироваться при подготовке к обучению специалистов из личного состава служб и формирований организации. С 1 сентября 2023 г. отменили обязательное обучение по ГО для рядовых сотрудников. Теперь все необходимое они узнают из инструктажа.
К тем, кому необходимо пройти специализированное обучение по гражданской обороне, относятся:
- сотрудники служб и формирований;
- руководители;
- гендиректоры категорированных организаций;
- специалисты с ВО и управленцы разных звеньев;
- гендиректоры некатегорированных организаций;
- ответственные по гражданской обороне
Обучаются они единожды в течение года, а затем в их обязанности входит посещение плановых мероприятий, проведение инструктажей по ГО и ЧС, тренировки по гражданской обороне, посещение вводного и ежегодного инструктажа, повышение квалификации. Помимо того, они должны довести до сведения каждого члена линейного персонала схему действий при наступлении чрезвычайной ситуации, чтобы в критический момент люди не паниковали и не неслись врассыпную, а могли планомерно следовать полученным инструкциям по эвакуации.
Периодичность обучения по ГО и ЧС для руководителей и прочих типов работников, направляемых во внешние образовательные организации, составляет 1 раз в год.
Инструктаж по гражданской обороне
Письма МЧС №ИВ-11-85 и №11-7-605 регламентируют, что в течение месяца после приема новичков на работу нанимателя обязан организовать для них и провести вводный инструктаж по ГО. Требования постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» становятся основой, на базе которой работодатели проводят инструктажи по ГО.
Всего в первый год работы сотрудника ему предстоит пройти 2 раза “защитного” инструктажа: первый организуется в течение 30 дней после принятия его на работу, а второй и последующие — ежегодно. Инструктаж по ЧС и вводный инструктаж по ГО представляют собой два разных вида инструктирования, но МЧС рекомендует их совмещать, т.е. практически проводить в один день, можно последовательно один за другим.
Группы инструктируемых должны формироваться в числе состава до 25 человек. Длительность мероприятия — минимум 12 часов.
Средства индивидуальной и коллективной защиты для чрезвычайных ситуаций
В чрезвычайных ситуациях большую роль играет наличие средств коллективной защиты (СКЗ) и средств индивидуальной защиты (СИЗ). К первым относят:
- укрытия (простейшие и противорадиационные);
- убежища;
- иные объекты гражданской обороны
Конкретный перечень средств индивидуальной защиты, которые обязан иметь работодатель, законодательством не утвержден. Его разрабатывает каждая конкретная компания под специфику трудовой деятельности. Обычно выбор базируется на Единых типовых нормах, включает медицинские СИЗ и СИЗ органов дыхания.
Обязанности работодателей в области гражданской обороны
Статья 9 ФЗ “О гражданской обороне” повествует о прямой обязанности нанимателя обеспечить все меры по ГО, предусмотренные законом. Итак, что входит в минимальный перечень этих мер?
- установка, настройка и испытания систем оповещения;
- разработка Положения о гражданской обороне (отдельный документ);
- назначение ответственного за все мероприятия по ГО, в противном случае ответственным по умолчанию считается сам работодатель;
- проведение эвакуационных тренировок;
- организация и проведение инструктажей по ГО;
- отправка обучение по ГО отдельных категорий сотрудников, включая оплату образовательного курса;
- закупка и бесплатная раздача средств защиты;
- эвакуация материальных ценностей и населения в безопасные локации в случае войны или катастрофы природного характера;
- первоочередное жизнеобеспечение людей, пострадавших от неблагоприятных событий;
- борьба с пожарами и ликвидация иных последствий конфликтов, техногенных и природных катастроф;
- проведение мероприятий по маскировке светом и иными способами;
- специальная санитарная обработка помещений после выявленных в них остатков применения химического, биологического оружия;
- оповещение населения о ближайших локациях с аварийной или конфликтогенной ситуацией, доведение до сведения прогноза по развитию негативных событий;
- составление программы инструктажей по ГО и ЧС;
- планирование штатных мероприятий с их последующей реализацией;
- закупка и складирование технических, защитных и медицинских средств для защиты в случае войны или катастроф
Особой строкой отмечаем, что в организации обязаны разработать годовой план мероприятий по предупреждению аварий и борьбе с их последствиями. Итого, существует два разных документа, которые чаще игнорируются, но запрашиваются контролирующими органами при проверках: годовой план мероприятий по ГО и Положение о гражданской обороне. В добавок ко всему, обновились и вышли новые стандарты, более детально регламентирующие разные ответвления в деле гражданской обороны.
Новые стандарты в ГО
ГОСТ Р 42.4.15-2023 «Гражданская оборона. Инженерно-техническое оборудование защитных сооружений гражданской обороны. Эксплуатация устройств очистки и регенерации воздуха систем вентиляции. Общие требования» вступил в силу с 1 марта 2024 года. С той же даты актуален ГОСТ Р 42.4.16-2023 «Гражданская оборона. Приспособление заглубленных помещений для укрытия населения. Общие требования».
Осень 2024 выдалась реформаторской на стандартизацию в области гражданской обороны. Столько новых ГОСТов не вводилось почти одновременно до этого сезона. Буквально каждый аспект ГО и ЧС содрогается от изменений, а работодатели — от необходимости пересматривать массу документов, порядков, процедур.
С 1 ноября 2024 года действуют:
- ГОСТ Р 42.6.02-2024 “Гражданская оборона. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Общие требования”.
- ГОСТ Р 42.5.02-2024 “Гражданская оборона. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения. Общие положения”.
- ГОСТ Р 42.5.01-2024 “Гражданская оборона. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения. Термины и определения”.
- ГОСТ Р 22.8.06-2024 “Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий радиационных аварий и локальных радиоактивных загрязнений. Общие требования”.
- ГОСТ Р 22.3.24-2024 “Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Общие требования”.
Федеральный фонд технических регламентов и стандартов пополнился ими еще в прошлом, начале этого года. Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в организации обязан провести трудоёмкую работу по обновлению целых блоков обеспечения защиты работников и населения в ситуациях ГО и ЧС.
В должностной инструкции всегда прописывается, что конечную ответственность за состояние дел в области ГО несет руководитель компании.
Два состояния ГО
В рамках ГО выделяют два разнонаправленных состояния, относительно которых подбирают мероприятия: мирное и военное время. Логически понятно, что в мирное время характер и типы мер для обеспечения готовности к катастрофам и авариям в основном зиждется на инструктажах и тренировках, включая информацию о поднятии степени готовности, связанной с переводом ее в военное русло. Однозначно, сами модификации случатся лишь при наличии реальных угроз мирной жизни и работе населения.
Также выделяют 2 типа угроз: техногенного (включая военного) и природного характера.
Но для успешного противостояния катастрофам важно иметь адекватные функциональности меры защиты. Огромную роль здесь имеет категорирование компаний и учреждений по ГО.
Кому нужны категории по ГО
Существует ряд организаций, которые подлежат категорированию: им необходимо присваивать категорию по гражданской обороне. П. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ гласит, что категорированные фирмы обязаны создавать и поддерживать в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2024 N 546 выделены типы учреждений, которым будет присваиваться категория. Это такие заведения, которые:
- обладают уникальными историко-культурными объектами;
- представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- обладающие мобилизационными заданиями;
- имеющие важное экономическое и оборонное значение
Кто устанавливает параметры для категоризации? МЧС РФ. Согласно Приложению N 1 к Правилам, руководство организаций должно было подать предложение по категории ГО в вышестоящую организацию или органы местного самоуправления до 1 ноября 2024. До 1 декабря ’24 исполнительным органам власти дается ответ в виде предложений по категориям ГО, а до 1 января 2025 формируются перечни на согласование в МЧС.