Инструкция по охране труда для водителя автотранспорта (новая версия 2024)

Инструкция по охране труда для водителя автотранспорта с корректировками 2024

Представленная здесь инструкция по охране труда для водителя автотранспорта составлена по новейшим методическим рекомендациям, действующим с января 2023 (приказ Минтруда России N 772 н. Ее охват по теме безопасности касается всех аспектов трудовой деятельности, начиная с подготовки к работе, приведению рабочего места в порядок, до памятки по действиям в критических ситуациях, авариях, нормам оставления рабочего пространства после смены. В самом верху инструкции следует разместить базовые данные:

 

“Согласовано”

председатель профсоюза ___________

 

_________________________

“____”__________________202__г.

Протокол N __________

 

“Утверждаю”

Директор ООО “______________” _____________________

 

_________________________

“____”__________________202__г.

Протокол N __________

 

Далее идет вводная часть по общим правилам безопасности при управлении транспортом и условия допуска к такой работе сотрудников.

 

Общие требования охраны труда водителя

 

В инструкции по охране труда для водителя автотранспорта содержится напоминание, что к работе на автомобиле допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, для перевозок пассажиров и опасных грузов минимальный возраст водителя — 21 год. Им необходимо успешно пройти предварительный (позже — периодический) медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование. В зависимости от специфики работы может понадобиться предрейсовый или послерейсовый медосмотр (для перевозчиков опасных грузов, детей, тех, кто совершает рейсы на дистанцию более 300 км несколько за день). Водителям обязательны инструктажи по охране труда, обучение требованиям ОТ и проверка знаний требований охраны труда.

Водитель обязан следить, чтобы проходы не загромождались посторонними предметами, проверять техническое состояние машины, контролировать перевозку, размещение багажа, пассажиров (если присутствуют). Шоферу следует знать, как:

 

 

Среди рабочей рутины водитель должен придерживаться Правил внутреннего трудового распорядка, быть в курсе, какой класс условий труда установлен на его рабочем месте, быть уведомленным насчет льгот и компенсаций (прописанных в трудовом договоре), ознакомиться с типовыми отраслевыми нормами по выдаче СИЗ, смывающих и обезвреживающих веществ, сдавать полученные СИЗ после каждой смены на очистку и хранение работодателю по Личной карте учета движения СИЗ.

В ходе исполнения должностных обязанностей на управляющего транспортным средством воздействуют следующие негативные факторы рабочей среды:

 

  1. Нервно-психические перегрузки.
  2. Запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны. 
  3. Шероховатые кромки инструментов, заусеницы, острые выступы на их поверхности. 
  4. Недостаточная освещенность рабочего места
  5. Движущиеся механизмы на территории производств, куда он заезжает по необходимости. 
  6. Пониженная или повышенная температура возле перегретых поверхностей оборудования или холод/жара на открытом воздухе. 

 

В перерывах на работе нельзя курить вне специально отведенных для курения мест. На ходу транспорта запрещено вести не относящиеся к делу разговоры или звонить, отвечать на телефонные звонки в целях предотвращения рассеивания внимания.

свежая Инструкция по охране труда для водителя автотранспорта по новым правилам

Перед началом работы

Водитель, прежде чем пуститься в рейс должен получить путевой лист и пройти предрейсовый медосмотр. Также его инструктируют об условиях на линии. Раз в квартал перед рейсом проводится обучение по правилам охраны труда (генерализованного типа по соответствующей программе).
Перед началом работы водитель транспортного средства обходит его по направлению против часовой стрелки, чтобы убедиться, что ничто и никто не находится рядом, создавая препятствия нормальному пуску автомобиля и угрозу жизни человека. Затем садится на водительское сиденье, пристегивает ремень безопасности и начинает визуальный осмотр кабины. Он сопровождается регулировкой боковых зеркал и зеркала заднего вида, проверкой правильности положения рычага начала движения. Затем поворотом ключа заводится мотор, включается левый поворотник, ручной тормоз выключается, а правая нога постепенно поднимает заранее зажатую педаль тормоза.
При пассажирских перевозках перед началом движения нужно проследить, чтобы все расселись по местам, пристегнули ремни безопасности, а проход между рядами сидений не загромождался чемоданами и ручной кладью, был полностью свободен. Запрещено отправляться в рейс, если кто-то из пассажиров выказывает признаки недомогания или жалуется на внезапную боль. В таком случае важно отложить начало движения по маршруту, вызвать скорую помощь и попытаться облегчить состояние человека, находящегося в критическом состоянии, оказанием первой доврачебной помощи.
При транспортировке грузов перед отправкой в рейс стоит убедиться, что все упаковки товаров или посылки, животные в контейнерах, автомобили прочно закреплены на транспортном средстве. При обнаружении протекающих через упаковку жидкостей, сыпучих смесей, странных запахов или разводов на ящиках следует отложить время старта и немедленно сообщить об увиденном ответственному по охране труда либо начальнику подразделения.

Правила безопасности в пути

В ходе рабочих процессов водителю запрещено курить, разговаривать по телефону, заниматься не связанными с должностными обязанностями делами (грызть семечки, стричь ногти, смотреть фильмы). Нельзя употреблять алкоголь, психотропные вещества и наркотики. При обнаружении странных движущихся по салону машины механизмов, падающих предметов, инородных тел и грязи на лобовом стекле следует постепенно остановиться у обочины и убраться, приложить иные усилия для исправления ситуации. В сложных случаях известить о случившемся руководство и ждать его указаний.
При плохих метеоусловиях, сниженной видимости стоит снизить скорость движения автотранспорта согласно правилам дорожного движения. При невозможности различать границы дороги и ее разметку вследствие сильного дождя или снегопада — остановиться у обочины шоссе и ждать улучшения погоды. Затем возобновить движение.

Порядок действий в аварийных ситуациях

Если не удается стандартным методом остановить ход машины, водитель должен попытаться сделать это снижением скорости. При ручной передаче — постепенно снижать скорость рычагом. Добившись замедления до 10 км/ч, позвонить в службу спасения, назвать свое местоположение и тип проблемы (неисправность тормозов).

После дорожно-транспортного происшествия, при котором не было человеческих жертв есть два пути разрешения споров: не вызывать полицию, когда законы это позволяют, и договориться о компенсации самостоятельно либо привлечь страховую компанию, также согласно законодательству при некоторых обстоятельствах важно вызвать полицию. Позвоните в участок и ждите указаний инспектора о месте и времени встречи. В период ожидания соберите адреса и ФИО свидетелей. Они понадобятся для дальнейшего расследования. Сделайте фото и видео записи места, расположения машин и повреждений.
Если в результате аварии обнаружены жертвы, немедленно организуйте их доставку в больницу или поликлинику на попутном транспорте. При отсутствии такового вызовите скорую помощь. Водитель обязан вернуться на место аварии и ждать приезда наряда полиции. Для более точной оценки произошедшего предварительно снимают на видео и фотокамеру все детали, имеющие связь с аварией.
При поломке авто посреди дороги, если возможности позволяют, следует припарковать его к обочине. Если нет, оставить как есть, быстро покинуть салон автомобиля и дожидаться помощи, полиции в безопасном удаленном от транспортного средства месте.
Когда поломка незначительна, ночью и вечером включают контурные и аварийные огни, позади машины выставляют знак опасности и звонят по телефону спасательных служб. Обязательно оказывать помощь пострадавшим.

Порядок действий по окончании работ

Вернувшись со смены, водители проходят послерейсовые медосмотр (обязателен не для всех), сдают средства индивидуальной защиты и проверяют исправность транспорта:

  1. Давление в шинах.
  2. Ручной тормоз.
  3. Функциональность фар, дворников и иного инструментария шофера.

Покидая транспортное средство, водитель должен убедиться, что оно стоит на ручном тормозе, а при расположении на наклонной поверхности — колеса смотрят в нужные стороны, под ними стоят барьеры, мешающие свободному скатыванию.
Передавая авто другому сотруднику важно убедиться в исправности:

  • сигнализации;
  • защитных блокировок;
  • заземления;
  • вентиляции;
  • средств пожаротушения;
  • контрольно-измерительных приборов

Салон нужно убрать, разложить по правилам инструмент, собрать в пакет мусор и выкинуть его. Далее снять спецодежду, положить ее в специальном шкафу и принять душ в отведенном для этого месте. Обо всех замеченных неисправностях, нарушений требований охраны труда и несоблюдении инструкций по технике безопасности докладывать руководству. Уходя, одеться в личную одежду.
Инструкция по охране труда для водителя автотранспорта не является единственным ориентиром по профилактике нарушений по ОТ, но каждый член производственной команды обязан придерживаться описанных в ней норм наравне со всеми остальными.

Автор: admin

Профессиональная карьера позволила мне глубоко разобраться в тонкостях охраны труда, организации трудоохранной деятельности и теперь хочется привлечь к этим аспектам внимание общественности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *