Санитарно-бытовое обслуживание работников: круг обязанностей и принцип организации

Санитарно-бытовое обслуживание работников в аспектах организации и обслуживания помещений

Санитарно-бытовое обслуживание работников гарантируется статьей 216 Трудового Кодекса Российской Федерации. Экономическую часть обязан оплатить работодатель. В его круг обязанностей также входит организация мероприятий данной сферы охраны труда и ее материально-техническая часть. Рациональные и удобнее издать приказ о назначении ответственного в этой сфере. Основной костяк задач здесь приходится на оборудование санитарно-бытовых помещений, комнат для отдыха, психологической разгрузки, подачу газированной соленой воды на места работ в горячих цехах, укомплектация аптечек, бесплатная доставка пострадавших в авариях до дома или медицинского учреждения, постов для оказания первой помощи.

Требования к санитарно-бытовым помещениям

Санитарно-бытовые помещения выполняют вспомогательную роль при основном рабочем процессе. Они облегчают приём пищи, приводя его в соответствие с минимальными нормами в этой области, создают благоприятные условия для принятия душа после смены, обогрева при работе в условиях пониженных температур, создают атмосферу отдыха и релаксации для тех, чьи трудовые обязанности подразумевают постоянный стресс. Итак, поговорим с долей конкретики, какие помещения следует считать санитарно-бытовыми? К таковым относятся:

  • душевые;
  • туалеты;
  • комнаты для хранения и выдачи спецодежды;
  • курительные;
  • помещения для охлаждения или обогрева;
  • гардеробные;
  • умывальные;
  • санузлы;
  • помещения для приёма пищи

Внутренняя отделках их должна быть целостной, без повреждений.

Санитарно-бытовое обслуживание работников в нормах планирования помещений и отопления

У каждого помещения есть свой класс чистоты. В соответсвии с ним выбирается тип уборки и моющие, дезинфицирующие средства (санитарные правила СП 2.1.3678-20).
Все комнаты санитарно-бытового назначения должны укомплектовываться:

  1. Водопроводом.
  2. Отоплением.
  3. Устройствами питьевого водоснабжения.
  4. Канализацией.

К каждому типу помещения предъявляются отдельные требования. Так, необходимо разделить пространство в шкафчиках гардеробных на то, где будут храниться личные вещи, и то, куда сотрудник сложит рабочую спецодежду. Обязательно деление на мужские и женские душевых, санузлов и умывальных, гардеробных.
По окончании каждой смены санитарно-бытовые помощения следует убирать (влажная уборка) и дезинфицировать (п. 8.20 санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»).

Расчет площади

Принцип расчета минимальной площади зависит от назначения санитарно-бытового помещения. Медицинский пункт при среднесписочной численности сотрудников 151-300 человек должен иметь 18 кв. м площади, отведенной под отдых, гардеробные, душ, умывальные и пр. Если в медпункте трудятся инвалиды, то добавляется 3 кв.м. Когда число членов персонала составляет 50-150, количество местров можно сократить до 12. Опять же, при наличии инвалидов +3.
Хранилище инвентаря и средств индивидуальной защиты имеет другой расчет. Там поэтажно берут 100 кв. метров, и на них выеляют 0,8 м отсеков бытового назначения. Если при сумме получается менее 4 м, то нужно все же оборудовать хранилище от 4 кв.м. Когда общая площадь менее 400 м, разрешено на 2 смежных этажа рассчитывать всего 1 комнату отдыха или санитарно-бытового обслуживания работников.
Столовая по площади должна на инвалида предусматривать 1,65 м, на здорового человека — 1 м, но в общей сложности быть не менее 12 кв.м.
Расчет площади ведется, исходя из максимального количества персонала в смену, принятое по календарному плану, а отсеки для сушки одежды и гардеробные рассчитывают на списочный состав участников стройки, не исключая и сотрудников-субподрядчиков. К общему расчётному числу трудящихся необходимо прибавить на:

  • горизонтальный транспорт строительных материалов — 3%;
  • обслуживание машин — 3%;
  • неучтённые работы — 10%;
  • работы, выполняемые за счет накладных расходов — 15%;
  • работы в подсобном хозяйстве — 3%

Проектировать их нужно с учетом групп производственных процессов, учитывая технические регламенты и требования пожарной безопасности. В зданиях в обязательном порядке предусматриваются устройства для следующих типов инженерного оборудования:

  • сигнализации и систем оповещения о пожаре;
  • канализации и водопровода;
  • кондиционирования, вентиляции и отопления;
  • вертикальных мусоропроводов;
  • электрических пассажирских лифтов

Если организация строительно-монтажная, то санитарно-бытовые отсеки размещают в мобильных блоках. Соединение между рабочими и бытовыми блоками обеспечивают путем монтажа отапливаемых переходов. Если бытовые отсеки располагаются во встройках, пристройках или вставках, то они должны отвечать требованиям СП 4.13130.

Системы отопления в санитарно-бытовом обслуживании работников

К системам отопления предъявляют требования того, чтобы их устанавливали у наружных стен или бортов надстроек, притом конструкция агрегатов должна обеспечивать их быструю чистку от загрязнений, а каждый отопительный прибор должен быть оснащен дисплеем или вентилем для регулирования температуры в помещении.

Новое с 2025 года

В 2025 году претерпевает ряд изменений система требований к медицинским кабинетам клиник. Они касаются обустройства мелких комплектующих к приборам, освещения и высоты потолков:

  • смесители можно будет устанавливать не только бесконтактные, но и не кистевые, в т.ч. локтевые и педальные;
  • уборочный инвентарь уже точно будет делиться по класса чистоты (А, Б, В, Г) и по поверхностям (пол, стены);
  • все лабораторные исследования, в рамках производственного контроля, должны проводиться только на базе испытательной лаборатории;
  • фиксация потолков без сдвигания будет относиться только к помещениям класса чистоты А и Б (с исключением для технических люков);
  • отменяется полностью (в рамках СП), в части организации зонирования централизованного стерилизационного отделения;
  • прил.1 – дополнится следующими пунктами:
    – прочие палаты на одну койку – 8 м.
    – прочие палаты на две койки и более – 6 м;
  • отменяется полностью (в рамках СП), в части организации эндоскопических процедурных для верхних и нижних отделов ЖКТ;
  • отменяется требование к площади на основную стоматологическую установку не менее 14 м., на дополнительную установку – 10 м. , на стоматологическое кресло без бормашины – 7 м;
  • без естественного освещения, дополнительно, можно будет размещать:
  1. Помещения в составе лабораторий площадью до 100 м2.
  2. Кабинеты и помещения восстановительного лечения.
  3. Операционные, предоперационные, стерилизационные и моечные без постоянных рабочих мест, секционные, предсекционные, монтажные диализных аппаратов и аппаратов искусственного кровообращения, процедурные эндоскопии, помещения приема, регистрации и выдачи анализов, боксы для лабораторных исследований без постоянных рабочих мест, процедурные функциональной диагностики.
  4. Кабинеты безыгольной рефлексотерапии.
  5. Процедурные функциональной и ультразвуковой диагностики.
  6. Столовые для пациентов.
  7. Кабинеты предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров, медицинских пунктов (здравпунктов) предприятий организаций, для которых медицинская деятельность не является основной.
  8. Физиотерапевтические кабинеты и процедурные.

Эти изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года вместе с СП 2.1.3678-20.

Автор: admin

Профессиональная карьера позволила мне глубоко разобраться в тонкостях охраны труда, организации трудоохранной деятельности и теперь хочется привлечь к этим аспектам внимание общественности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *