Инструкция по охране труда для учителя обозначает ключевые требования к безопасным методам осуществления преподавательской деятельности в образовательном учреждении. Она задает ориентир в схеме правильного реагирования на опасности, механизме их избегания и устранения, помогает снижать уровень травматизма при достижении основных учебных целей.
Инструкция по охране труда для учителя написана в соответствии с рекомендациирекомендациями к составлению подобных документов из Приказа Минтруда России от 2021 года N 772 н. В документе учтены особенности трудовой деятельности педагога и многочисленные результаты оценок профрисков в различных образовательных учреждениях. Информация из них послужила базой для грамотной отрисовки риск-фактов, обозначения их особенностей и способов избежать опасности.
Генерализованные требования охраны труда преподавателя
Учитель является символом правильного поведения. То же ассоциируется и с техникой безопасности. Общие нормы охраны труда позволяют допускать к работе учителем совершеннолетних лиц с высшим или средне-специальным педагогическим образованием после прохождения обязательного психиатрического освидетельствования и медосмотра, а также обучения по охране труда, вводного и первичного инструктажей. От вводного могут освободить по распоряжению директора.
Преподавателя в трудовой активности поджидают следующие негативные факторы:
- Умственное перенапряжение.
- Эмоционально-психические перегрузки.
- Нервное перенапряжение.
- Нарушение микроклимата в помещении.
- Длительные статические нагрузки.
- Электроопасность.
- Пожароопасность.
Для поддержания психики в здоровом состоянии рекомендуется соблюдать режим труда и отдыха, посещать консультации психолога, посещать группы по интересам.
Учитель должен пройти инструктаж и по его итогам получить 1 группу по электробезопасности. Преподаватель обязан извещать руководство об ухудшении своего здоровья, несчастных случаях в учебном учреждении, любых нарушениях инструкций и правил охраны труда.
Инструкция по охране труда для учителя при выполнении обязанностей
В ходе работы педагог обязан следовать методике проведения учебного занятия. Он несет личную ответственность за здоровье и жизнь вверенных ему (ей) учеников. Поэтому необходимо обеспечить безопасное проведение образовательного процесса и контролировать обстановку.
При использовании интерактивной доски сначала подключать комплектующие элементы доски, а потом происходит подключение к электрической сети. После этого:
- Убедиться в цельности и исправности конструкции.
- Визуально оценить надежность крепления к стене.
- Проверить состояние проводки (порезы, перегибы кабеля).
Место вокруг доски нельзя загромождать, ставить туда посторонние предметы, оставлять мусор. То же относится ко всем проходам в классах и аудиториях, коридорам.
Оргтехнику при использовании не оставлять без присмотра включенной, не трогать ее мокрыми и влажными руками, не позволять учащимся самовольно покидать места занятий, произвольно двигаться по классу во время урока, нарушать тишину, мешать другим ученикам выполнять задания.
Выполняя задачи на компьютере, через каждый час делать перерыв на физкультурные упражнения, разминку глаз, рук и ног длительностью 15 минут. Во избежание ухудшения микроклимата в помещениях следует каждые 2 часа проветривать класс. В период занятий запрещено впускать рабочих для выполнения ремонтно-восстановительных работ. Требования, которые работник должен исполнять при учительской работе, описаны в:
- СП 3.1/2.4.3598-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- СП 2.4.3648-20
Общие нормы безопасности в течение учебного процесса постулируют запрет на укладку учебно-методических материалов в незакрепленные шкафы, кидание, размещение их на краю стола. Важно предупредить обучающихся, что острые концы ножниц, угольников, циркулей могут порезать, поэтому следует держать их острыми частями от себя, притом помня, что порезаться можно даже бумагой.
Учителю запрещено:
- ставить горшки с цветами на подоконники и шкафы;
- пользоваться неисправным оборудованием;
- оставлять учеников без контроля;
- позволять учащимся совершать бесконтрольные движения по аудитории;
- ставить тяжести на шатающиеся шкафы, позволять пользоваться шаткой мебелью;
- уходить после включения электроустройств;
- проводить занятия при температуре воздуха, выходящей за рамки санитарных нормативов (18-20°С);
- допускать на занятия гуманитарного цикла лиц, не прошедших инструктаж
Преподавательский состав доводит до сведения учащихся основные правила безопасного поведения в классе и за его пределами на территории образовательного учреждения, состоящие в том, что им непозволительно толкать друг друга, провоцируя конфликты, делать резкие движения, бегать, вставать на подоконники, открывать окна и фрамуги без разрешения учителя, пытаться самостоятельно очищать светильники, окна, рамы.
Действия в случаях аварий
При авариях нужно немедленно сообщать о них работникам службы безопасности школы, университета, колледжа. Несчастные случаи бывают исключительно техногенного характера, без жертв и травматизма (прорыв системы отопления) или с пострадавшими. В любом из них первым делом оценивается обстановка на предмет наличия рисков дальнейшего развития происшествия. Если они есть, принимаются все меры для предотвращения распространения пагубного воздействия опасностей. Когда источники рисков обезврежены, фокус внимания перемещается на личную безопасность очевидца и окружающих его людей. Когда живым и здоровым ничего не угрожает, следует подойти к пострадавшим, окликнуть, совершить поэтапные действия по улучшению их ситуации:
- высвободить из-под действия электрического тока;
- остановить кровотечение;
- вызвать скорую помощь;
- начать оказывать первую доврачебную помощь (согласно потребности), если жертва несчастного случая не выражает явного отказа от нее
При одном только возникновении опасности учитель обязан организовать эвакуацию учащихся по эвакуационным путям. После стихийного бедствия или получения травмы педагог старается воспользоваться аптечкой, обязательной для комплектации в любом учреждении, отправляет ребенка в сопровождении взрослого в ближайшее медицинское учреждение.
Учащиеся обязаны сообщать об ухудшениях здоровья, травмах и замеченных рисках для здоровья учителю, врачу и администрации школы, училища, института.
Порядок действий по окончании учебного дня
Конец уроков и лекций означает, что преподаватель обязан проветрить кабинет, закрыть фрамуги и окна, выключить свет, электроприборы и привести в порядок свое рабочее место. Далее он позволяет учащимся спокойно, не толкаясь и без резких движений, бега, покинуть класс, закрывает его и отдает ключи сотрудникам службы безопасности.